№ 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан РФ» от 01.01.2015 г

С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

Основные преимущества нового закона:

  1. возможность выбора поставщика социальных услуг (это могут быть и государственные учреждения социального обслуживания населения, и другие социально ориентированные организации различных форм собственности);
  2. широкая информационная открытость поставщиков социальных услуг;
  3. определение обстоятельств, при которых граждане признаются нуждающимися в социальном обслуживании;
  4. закрепление принципа осуществления социального обслуживания исходя из индивидуальной нуждаемости гражданина в социальных услугах;
  5. введение социального сопровождения граждан при предоставлении социальных услуг (содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, основанное на межведомственном взаимодействии структур и организаций);
  6. введение государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, расширение понятия общественного контроля.

Законом предусмотрены переходные положения, в соответствии с которыми перечень социальных услуг не может быть сокращен по сравнению с перечнем, действовавшем до вступления в силу закона, а условия их предоставления не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 года.

Цель нового закона

Развитие системы социального обслуживания граждан в нашей стране, повышение его уровня, качества и эффективности.

Основные принципы социального обслуживания

  1. соблюдение прав человека и уважение достоинства личности, гуманный характер, не допустимость унижения чести и достоинства человека;
  2. равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям;
  3. адресность предоставления социальных услуг;
  4. добровольность;
  5. конфиденциальность;
  6. приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг;
  7. достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании;
  8. достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг;
  9. сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде.

Кто может рассчитывать на социальную помощь от государства

Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности:

  1. полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
  2. наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
  3. наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;
  4. отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
  5. наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;
  6. отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  7. отсутствие работы и средств к существованию;
  8. наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта РФ признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.

Виды социальных услуг

  1. социально-бытовые (направлены на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту);
  2. социально-медицинские (направлены на поддержание и сохранение здоровья получателей услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья);
  3. социально-психологические (предусматривают оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия);
  4. социально-педагогические (направлены на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей);
  5. социально-трудовые (направлены на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией);
  6. социально-правовые (направлены на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг);
  7. в целях повышения коммуникативного потенциала получателей (услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов);
  8. срочные социальные услуги (обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов; обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости; содействие в получении временного жилого помещения; содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг; содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей; иные услуги);
  9. социальное сопровождение (содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, осуществляется путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия).

Права получателей социальных услуг

  1. уважительное и гуманное отношение;
  2. получение бесплатно в доступной форме информации о своих правах и обязанностях, видах услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах и стоимости, о возможности получения услуг бесплатно, о поставщиках услуг;
  3. выбор поставщика или поставщиков услуг;
  4. отказ от предоставления услуг;
  5. защиту своих прав и законных интересов;
  6. участие в составлении индивидуальных программ;
  7. обеспечение условий пребывания в организациях социального обслуживания, соответствующих санитарным требованиям, и надлежащий уход;
  8. свободное посещение законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время;
  9. социальное сопровождение.

Обязанности поставщиков социальных услуг

  1. осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством предоставлять услуги получателям в соответствии с индивидуальными программами и условиями договоров;
  2. предоставлять бесплатно в доступной форме получателям информацию об их правах и обязанностях, о видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости либо о возможности получать их бесплатно;
  3. использовать информацию о получателях услуг в соответствии с требованиями о защите персональных данных;
  4. предоставлять уполномоченному органу субъекта РФ информацию для формирования регистра получателей ;
  5. осуществлять социальное сопровождение;
  6. обеспечивать получателям социальных услуг содействие в прохождении медико-социальной экспертизы;
  7. предоставлять получателям услуг возможность пользоваться услугами связи, «Интернет» и услугами почтовой связи при получении услуг;
  8. выделять супругам, проживающим в организации социального обслуживания, изолированное жилое помещение для совместного проживания
  9. обеспечивать получателям услуг возможность свободного посещения их законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время;
  10. обеспечивать сохранность личных вещей и ценностей получателей услуг

Что такое индивидуальная программа

Документ, в котором указаны:

  1. форма социального обслуживания;
  2. вид обслуживания;
  3. объем;
  4. периодичность;
  5. условия;
  6. сроки предоставления социальных услуг;
  7. перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг
  8. мероприятия по социальному сопровождению;
  9. составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах,
  10. пересматривается в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года;
  11. пересмотр ИП осуществляется с учетом результатов реализованной индивидуальной программы;
  12. ИП для гражданина или его законного представителя имеет рекомендательный характер, для поставщика услуг — обязательный характер
  13. составляется в двух экземплярах. Экземпляр ИП, подписанный уполномоченным органом субъекта РФ, передается гражданину в срок не более чем 10 рабочих дней со дня подачи заявления;
  14. в случае изменения места жительства получателя ИП, составленная по прежнему месту жительства, сохраняет свое действие в по новому месту жительства, до составления ИП по новому месту жительства.

Договор о предоставлении социальных услуг

  1. составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах;
  2. пересматривается в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года;
  3. пересмотр ИП осуществляется с учетом результатов реализованной индивидуальной программы;
  4. ИП для гражданина или его законного представителя имеет рекомендательный характер, для поставщика услуг — обязательный характер
  5. составляется в двух экземплярах. Экземпляр ИП, подписанный уполномоченным органом субъекта РФ, передается гражданину в срок не более чем 10 рабочих дней со дня подачи заявления;
  6. в случае изменения места жительства получателя ИП, составленная по прежнему месту жительства, сохраняет свое действие в по новому месту жительства, до составления ИП по новому месту жительства.

Плата за социальные услуги

Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания предоставляются бесплатно:

  1. несовершеннолетним детям;
  2. лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов
  3. Инвалидам и участникам ВОВ.

Поставщики социальных услуг не вправе

  1. ограничивать права, свободы и законные интересы получателей социальных услуг, в том числе при использовании лекарственных препаратов для медицинского применения;
  2. применять физическое или психологическое насилие в отношении получателей социальных услуг, допускать их оскорбление, грубое обращение с ними;
  3. помещать детей-инвалидов, не страдающих психическими расстройствами, в стационарные организации соц. обслуживания, предназначенные для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, и наоборот.

С 1 января 2015 года вступит в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Данный закон принят взамен двух законодательных актов – Федеральных законов от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».