Сказкотерапия в работе с пожилыми людьми

В работе с проживающими пожилыми людьми широко применяется арттерапия.

Арттерапия —   это лечение, преображение изобразительным искусством. Одним из видов арттерапии является  — сказкотерапия.

С давних времен родители рассказывают своим детям занимательные истории.  Наказание не являлось способом поученья, сначала родители вели поучительный рассказ, в котором лежала мудрость поколений, которая помогала находить ребенку выход из ситуации, стать самим собой,  а также наладить отношения с окружающим миром.

Во взрослых людях заложены эти же механизмы.

Сочиняя сказки о своей будущей, настоящей, прошлой жизни, мы как бы описываем нашу реальную жизнь с помощью метафор, сравнений, аллегорий. Сочиняя сказку, мы может почувствовать себя на месте героев, например, мы можем выбрать роль счастливого, удачливого героя, который преодолевает все трудности своей жизни. Методы сказкотерапии позволяют по-новому взглянуть на свою жизнь, написать новый счастливый сценарий своего жизненного пути.

Методы сказкотерпаии помогают развить  многие способности человека: он становится более креативным, более творческим, его сознание становится шире, ему становится легче взаимодействовать с окружающим миром.

Сказкотерапия зародилась вместе с появлением слова. Однако психологи лишь недавно открыли для себя этот метод и стали его практиковать. В результате сказкотерапия для взрослых оказалась очень приятным занятием для современного человека, зажатого критериями техногенной цивилизации и логики. Мы гонимся за комфортом и практичностью, не подозревая, что существует более интересный мир фантазии и творчества.

Все люди обладают воображением, поэтому каждый из нас может стать сказочником. Фантазия помогает нам формировать наши цели, образ желаемого, образ той жизни, которой мы хотим жить. Однако в каждом из нас существует много лишних представлений, или программ, навязанных нам родителями, телевидением, всем обществом, очень часто мы не знаем, чего же на самом деле мы хотим.  В нашем сознании пребывают тонны сказочных сюжетов,   и все-таки, какой же из них наш собственный?  С этим вопросом может разобраться сказкотерапевт, однако если вы захотите, вы сами можете стать для себя сказкотерапевтом.

Взрослые люди отличаются от детей очень немногим. В частности с тем, что они утратили чувство легкости, свободы. Взрослые загружены проблемами, постоянное беспокойство за собственный материальный мир, —  все это ведет к нервному истощению. На помощь может прийти сказкотерапия для взрослых.

Существует множество вариантов сказок для сказотерапии: авторские, русские народные,  специальные психокоррекционные сказки. Однако желательно сочинить сказку самому. Когда вы сами сочиняете сказку,  все ваши внутренние, подсознательные проблемы выходят на поверхность. В сказке могут быть указаны такие ваши внутренние проблемы, о которых вы даже не подозревали.

Посредством сказкотерапии можно работать с агрессией, неуверенностью в себе, застенчивостью, с проблемами вины и лжи. Кроме того, этот метод позволяет человеку обдумать свои проблемы и различные возможности их решения.

Особенность метода заключается в том, что он позволяет обследовать одновременно целую группу людей, выявлять проблемы и проработать их совместно. Диагностическую информацию можно получать как из содержания сказки, так и из характера межличностного взаимодействия в процессе сочинения. Наиболее эффективно в сказкотерапии применяются методы рисуночной терапии и лепки из пластилина, так как краски и пластилин – это  одни из самых мощных выразительных средств.

  • Сказка восполняет пробелы индивидуальной истории клиента и дополняет ее общечеловеческой информацией.
  • Сказка позволяет актуализировать вытесняемые клиентом моменты

личной истории.

  • Сказка позволяет сформировать новый взгляд на ситуацию и перейти

на новый уровень ее осознания, моделируя более конструктивное

отношение и поведение.

  • Сказка отображает внутренний конфликт клиента и дает возможность

размышлять над ним.

  • Сказка формирует Веру в позитивное разрешение проблемы (правда,

для того чтобы это увидеть, часто требуется отойти от стереотипов

обыденного сознания).

Сказка имеет древнейшие корни в человеческой истории и культуре. В ее сюжетах обычно собиралась вся мудрость и опыт того или иного народа, в мифах или притчах можно увидеть не только фиксирование какой-то проблемы, но и ее решение.

В самом начале занятия  происходит совместное рассказывание выбранной сказки, затем каждый участник группы выбирает героя данной сказки, с которыми он себя ассоциирует. Стратегия поведения участника в сказке соответствует тому, как он себя ведёт в реальности, выявляется характер межличностных отношений в группе.

Таким образом, сказка выступает как своеобразный экран, на который рассказчики проецируют свои отношения, давая возможность вскрывать проблему, не называя её напрямую.

В целях решения вскрытой проблемы участники получают следующее задание: рассказать сказку таким образом, чтобы поведение героев способствовало преодолению трудностей, налаживанию межличностных отношений  между героями. Всё это помогает в конечном итоге задействовать скрытые ресурсы фантазии и воображения, изменить привычную точку зрения, уйти от шаблонов, увидеть нестандартные решения.

Для закрепления новой формы поведения участники группы инсценируют сказку собственного сочинения. Это также даёт возможность выразить свой творческий потенциал, свои чувства, переживания в деятельности посредством актёрской игры, способствует облегчению процесса коммуникации для людей замкнутых.

Используя метод постановки сказки, следует помнить о том, что для пожилых людей, особенно проживающих в домах – интернатах, очень важны  положительные  эмоции, поэтому инсценировка сказки —   это для  многих своего рода праздник.